Воспоминания, Василенко Евгения Семеновича, связиста, полковника запаса.
Прошедшего дорогами войны в составе 256-й отдельной стрелковой бригады, преименованной  на Тамани в 304-ю стрелковую дивизию. В дальнейшем Житомирская ордена Суворова дивизия.
______________________________________________________________
Под редакцией Василенко В.Е.
Пролог.
Детство и отрочество.
(Май 2007 года).
   Родился я, 28 февраля 1923 года  на Украине в Восточной ее части. А если быть совсем точным в селе Ново-Деркул, Беловодского района, Луганской области.  Название село получило от названия реки, на которой был основан Деркульский конный завод, осенью 1767 года. С этим заводом связана вся история нашей семьи. На нем работали наши деды и прадеды. Всю жизнь на нем отработал мой отец Семен Иванович Василенко, окончив школу "конюшенных" мальчиков - помошником конюха, затем конюхом, выводным, уже в преклонном возрасте занимал и другие должности. Начинали сою трудовую деятельность на заводе, мои старшие брат Александр и сестра Вера. Будучи школьником я тоже, вместе с ребятами, работал на заводе, помогая старшим, но об этом потом.
   Родился я в старой хате. Она стояла в старой части села на ул. Набережной, и была очень ветхой.  Ее строил еще отец моего отца, мой дедушка (
Иван Стефанович Василенко 1860 – 1901гг). Семья у нас была большая, в семье было шестеро детей, я был предпоследний, по этому мама моя Меланья Федоровна  (в девичестве Свистула) постоянно хлопотала по дому.
          В 1922 году нарезают земельные участки  в районе кладбища, за дорогой на Беловодск, для  индивидуального строительства работникам конезавода. Семену Ивановичу тоже выделяют участок. Как никак семья большая, да и отцовская хата уже старенькая.  Он начинает строить новую хату столбняку и сажает фруктовый сад.
Гостевая книга
Почта
Справка.
   
Хата столбянка - саманный дом в котором используются не глиняные кирпичи, а опорные столбы с перекладинами и тростник или солома.. В землю или фундамент устанавливают столбы, которые с внешней и внутренней сторон горизонтально оббиваются досками. Пространство (клетка) между этими досками заполняется тростником или соломой, а уже поверх все это замазывается глиной. В этом доме тепло зимой и прохладно летом, всегда легко дышится, а в смысле экологичности он превышает большинство других известных методов возведения малоэтажного жилья.
Участки под строительство выделяли большие. Новая хата моя ровестница. Мы переехали в новую хату в июне 1923 года, мне было всего три месяца с небольшим. На  участке был уже посажен огород и большой сад:
                                     - вишни   36 штук   одна от другой на расстоянии 6 метров;
                                     - сливы    24  штуки;
                                     - яблони   24  штуки.
Сайт опубликован
20 мая 2012 г.
г. Челябинск
Была так же большая пасека в 18 улей. По хозяйству было,
     из живности:          - две  лошади;
                                     - пара волов;
                                     - шестнадцать  овец;
                                     - две свиньи и поросята;
                                     - две коровы и телята;
                                     - утки и куры их было много, не считали,
     из техники:             - четыре катка каменных для обмолота хлеба;
                                     - два плуга;
                                     - несколько борон железных;
                                     - одна веялка;
                                     - одна сеялка;
                                     - две косилки;
                                     - две брички, их можно было переделывать в две горбы для перевозки
                                        сена и хлеба в снопах.
  Хозяйство было большое.
В конце 20-х, начало 30-х годов происходила коллективизация  сельского хозяйства. Этот процесс происходил напряженно, долго и трудно. Но, в нашем селе, ни кого, как пишут в литературе, не загоняли в колхоз. Все вступали добровольно, конечно у кого было маленькое хозяйство, они вступали свободно, им нечего было отдавать в колхоз, кроме своей силы. Но были и рьяные противники колхозов, они чинили разные препятствия, не без этого. С ними был совсем другой разговор, вплоть до раскулачивания.
  Наша семья в период коллективизации в колхоз сдали волов, лошадей, 10 овец, веялку, сеялку, косилки. Одну корову продали, и осталось не большое хозяйство. И когда я подрос, был с детства приучен справляться  со скотиной по уходу и кормлению. Меня считали хорошим помощником мамы по хозяйству. Мне помогали в этом старший брат
Шура (Александр Семенович 1914 - 2006 гг.) и старшая сестра Нюра (Анна Семеновна 1916 -1950 гг.).
Примечание  редактора.
В 2009 году будучи на Украине в гостях, в сохранившихся у  тети Веры (Веры Семеновны Василенко) документах я нашел фото семьи  Василенко. Точная дата съемки неизвестна, но судя по возрасту отца, оно сделано в 30-е годы
ХХ столетия. К сожалению оно в очень плачевном состоянии и требует реставрации.
Фото размещено на странице "Фото галерея".
Этот период  для сельчан  был очень трудным, еще не осознали, как следует и по настоящему не втянулись в колхозную работу, как тут в  1930 году грянул голод. На Украине был сильный голод.  Конечно,  не без некоторых руководителей, которые как говорится под чистую, сдали государству хлеб, рапортуя об этом правительству. Многие за это поплатились даже своей жизнью. Но голод унес не меньше жизней честных людей, людей тружеников. Люди на ходу падали и умирали. Подчас некому было похоронить. Хоронили на кладбище, без гроба, заворачивали тело в рядно.  Копали могилу не более 60 см глубиной, опускали тело и закапывали.
    Люди помогали друг другу, кто, чем мог, делился.  Мы помогали  постоянно семье дедушки Пети Василенко (Петр Стефанович Василенко 1866 – до 1941 г), который жил через хату от нас, это родной  брат папиного отца. Очень добрый был человек. Сильно любил меня и звал меня  Женюша. Он меня многому научил, я в свободное время почти всегда был с ним. У него была столярная мастерская.  Он научил меня  на токарном станке вытачивать разные ножки из дерева. Как-то, перед пасхой, я выточил деревянное яйцо, отполировал его, покрасил.  В пасху взял большую сумку и пошел бить куриные крашеные яйца у ребят. За что и получил от мамы нагоняй, да как следует. «Своих яиц девать не куда, а он чужие  еще принес» - ругалась она. Пришлось, мне этими яйцами кормить курей и уток
Зимой всегда вязал себе и ему варежки из шерсти, однопалые. Свяжу, мама, постирает, и я ему всегда дарил их.
    В то время зимы на Украине были суровые, выпадало много снега, сильные морозы до 30 градусов, сильные метели и восточные ветры плотно набивали снег так, что люди ходили и не проваливались.  Мама, мне всегда напоминала, когда я шел зимой поить скот, не прислоняйся губами  к ведру, а то губы пристанут, не оторвешь. Ну, я был любопытный, взял и языком прислонился к металлическому крючку, за который цепляют ведро у колодца, и кожу кончика языка сорвал полностью, бежала кровь. После этого я понял, почему нельзя прислоняться к металлу.
   Я же был маленьким, но шустрым, даже катался верхом на баране. Баран был высоким, красивым, рога у него были красиво закручены. Вот я и садился на него верхом брал его за рога и катался на нем. Пока не застала меня мама, за что и получил очередную физическую дозу воспитания. Я прибежал в хату и сразу на печь залез, за мной Вера и Вася.  Мама пришла и спрашивает: «Ну, где скакун», взяла тряпку и тряпкой бьет по подстилке печки. А, я кричу:
«Я не буду больше, больно же», мама говорит: «Так тебе и надо».
    Я благодарен родителям за их внимание ко мне и за мое воспитание.
   Отец по характеру был спокойным, рассудительным, всегда умел убедить в правильности поведения. Он никогда не повышал даже голоса. За свою жизнь он никого из детей и пальцем не трогал, т.е. не применял физической силы.
   Мать по характеру была похожа на свою маму. Вспыльчива -  могла долго держать в себе обиду, строгая, в воспитании применяла силу, никогда не пропускала без замечания и воздействия за сделанный проступок.
  В школу я пошел на год раньше, так как сестра Вера была щупленькая, ростом маленькая и боялась одна ходить в школу. Поэтому мы с ней, пошли в первый класс вместе.
   К школе мы подготовились хорошо. Нам купили ботиночки.  Мама умела шить на машинке «Зингер». Мне сшила штаны на помочах и белую рубашку, Вере сшила хорошее платьице.
   Я, готовился к школе давно, и мне старшая сестра Нюра помогала в этом. Я хорошо научился писать. Раньше на правописание обращалось очень большое внимание. Нужно было приучить руку к равномерному нажатию на перо, тогда писалось красиво. По арифметике, я  примеры, которые были в учебнике, почти все пере-решал. Задачки некоторые решал с Нюрой вместе. Читал не по слогам, а хорошо. В школу в первый класс нас сопровождала мама с букетом цветов.
     Школа размещалась в Даниловской церкви, она была деревянная. После закрытия  церкви, ее перестроили. Сняли колокольню, выровняли крышу. Внутри оборудовали три просторных класса и канцелярию. В доме батюшки, что был возле церкви, оборудовали два класса. В доме кулака Субботина, который находился напротив церкви, в нижнем этаже, что был из кирпича, разместили столярную мастерскую и класс для шитья и вышивания, на верхнем этаже, деревянном, оборудовали два класса и библиотеку.
У батюшки во дворе, была еще летняя кухня и столовая пристройка. В ней готовили для нас горячие завтраки.
Архангело-Михайловская церковь
села Даниловка.
Фото редактора 2009 г
  Так усилиями и помощью правления конезавода была организована  семилетняя школа. Это дало возможность детям сельчан  учиться в своем родном селе до семи классов. В конце 20-х годов к нам в Ново-Деркул из РАЙОНО, был направлен будущий директор семилетней школы Александр Иванович Курбатов. Жена его Александра Дмитриевна Курбатова тоже была учителем.
Были еще два учителя в Ново-Деркульской школе Жуковская  Валентина Павловна и Евгения Ефимовна (вот фамилию запамитовал). На своем маленьком совете решили они ликвидировать неграмотность на селе. Оказалось, неграмотных было очень много, это показал проведенный учет. Неграмотных разбили на группы и организовали учебу. Ученики учились в школе в две смены, а в третью смену учились взрослые. Было тяжело, тетрадей не было, букварей тоже. Писали на обрывках газет. Потом закупили буквари и грифельные доски и тем самым обеспечили обучение. Спрашивали учетиля строго, заставляли переделывать, переписывать, читать по несколько раз. Многие понимали и стремились делать задание и относиться к обучению серьезно.
   Нам посчастливилось, учительницей была жена директора школы Александра Дмитриевна Курбатова. Строгая, справедливая, требовательная.  Когда вошли в класс, она сама рассадила ребят, нас с Верой посадила вместе на первую парту. Учила она нас 4 года. Наш класс, в школе выделялся учебой и дисциплиной, чем она и гордилась. Александра Дмитриевна, очень много, времени уделяла для нас и после уроков. Организовала драматический кружок, учила чтецов читать выразительно стихотворения, небольшие рассказы. Вот как сейчас помню, ставили мы своим классом басню «Стрекоза и муравей».  Стрекозу играла Черкасова Зина – маленькая, худенькая, шустрая. Роль муравья  играл я. Там есть такие слова (до сих пор помню): «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза …… . Так поди же попляши».
С большой теплотой и любовью вспоминаю своих учителей, которые вкладывали свою  душу в обучение и очень внимательно относились к нашей учебе.
С большим удовольствием наши сельчане приходили в клуб, смотрели и слушали наши выступления, которые сопровождались струнным оркестром. Им руководил Александров Григорий Михайлович, он работал в правлении конезавода бухгалтером.
Примечание редактора.
После закрытия службы в коннозаводской церкви, в ней размещался сельский клуб о котором шла речь выше.
  Фото Николаевской церкви Деркульского конного завода.
Дата съемки неизвестна, предположительно начало ХХ века.
    Я учился можно сказать хорошо, но сестрица от меня отставала, и приходилось мне всегда ей помогать. Уроки я учил мало, но внимательно слушал на занятиях. Больше времени я помогал в работе по хозяйству. Ухаживал за животными. По окончании учебного года неделю, две отдых, а  потом на полевые работы. Уборка сена степного, хлеба, овощей. Немного зарабатывал себе к новому учебному году. Очень активно участвовал в патриотической жизни. Все комсомольские мероприятия посещал и принимал участие. Всегда числился в передовых октябрятах, пионерах, комсомольцах.
  После каждого учебного года, начиная с четвертого класса, мы мальчишки в 11-12 лет, немного отдохнув, шли на работу в конезавод. Лето – горячая пора , рабочих нехватало, вот мы и занимались уборкой степного сена при помощи больших металлических граблей. Сено, которое сгребали, нужно было освобождать в ровные валки. Но на ходу нам это было сделать трудно, по этому, мы останавливали лошадей, ногами упирались в педали, а двумя руками нажимали рычаг и этим освобождали сено. По команде «но» лошади трогались вперед, а мы отпускали рычаг и продолжали грести сено. Сначала получалось не очень, а потом натренировались, и все было хорошо. Нами руководил рабочий – бригадир Петр Иванович Третьяков. Хороший был человек, всегда всем помогал. У нас была своя кухарка Валентина Григорьевна (фамилию уже не помню). Готовила она обеды очень хорошие и вкусные.
Особенно у нее получался кулеш, да еще заправлен салом и пахнет дымком. Мы его с большим аппетитом кушали. Была у нас своя бричка, Петр Иванович после обеда, вместо отдыха возил нас к реке или какому-либо ставку, который был к нам поближе. Мы купались, приятно было в жару окунуться в прохладную воду, а после продолжали работу.
   Убирали овощи на огородничестве, которое называлось «Опытное», это по дороге на Беловодск. Возили пшеницу в мешках на бричках, запряженных волами, с хутора на станцию Чертково и сдавали на элеватор. Это где-то 45 км от хутора. Нас сопровождали два старика на первой и последней бричке и трое или пятеро ребят, которые всю дорогу спали, а по приезду на элеватор разгружали пшеницу. Получали документы и  откинувшись на мешки отдыхали, а мы управляли быками «Цоб-цобе». Немного, но зарабатывали, я скопил себе к новому учебному году немного денег. Хотел приобрести себе велосипед. Родители были не против. Велосипед стоил где-то 180 рублей, назывался он «Украина», но нужно было сдать 200 кг пшеницы и доплатить 50 рублей. В конторе завода, по просьбе папы, подсчитали и вместо заработанных мной денег выдали  необходимое количество пшеницы, которую папа сдал и доложил 50 рублей. И я получил велосипед. Это же какая была радость для меня, для нас всех.
    Мы принимали участие и в жизни нашего села.  Помогали сельскому совету и его председателю Дятченко Василию Анисимовичу. Заводили новый учет усадеб. Замеряли усадьбы, постройки, количество скота на подворье, заносили все это в черновик. А потом, я своим красивым почерком заносил все это в государственную книгу.
  1936 год  был урожайным годом. Все стали жить намного лучше. В этот год, по-моему, прислали к нам директором конного завода Кривозуба К.А.  Он за короткий срок сумел поставить работу конезавода и вывести в передовые , по конным заводам Беловодской группы. Он много сделал для отдыха рабочих,  возле клуба сделал площадку, где разместили карусель, песочницы и волейбольную площадку, установили физкультурные снаряды, такие как Брусья, перекладина, козел, конь и т.д. Оборудовали деревянным настилом танцевальную площадку. Приобрел духовой оркестр. Установил киоски для продажи сладостей и конечно же, для мужчин, киоск с пивом. Расчистили аллеи парка, установили скамейки, посадили цветы. Все было сделано с любовью.
  А, вот, следующий 1937 год, был для наших сельчан, черным годом. Была ежовщина, ночью на «Черном вороне» забирали многих и никто не знал где они. Это было тяжело. Ежов все искал врагов народа. Некоторые вернулись после войны, а некоторых так до сих пор не знают где они. Наш  Деркульский конный завод именовали 63-им государственным конным заводом им. Постышева.
     По окончании  7 классов  Ново-Деркульской школы в 1937 году, сестра Вера  пошла, работать в Деркульский конный завод, а я с разрешения родителей, поступил в Беловодскую среднею школу им. Горького.
Фото школы им. Горького 30-е годы. Беловодск (вид с улицы).
Фото представлено сотрудником
Беловодского краеведческого музея
Рукавициной
Натальей Георгиевной.
Справка.
  В наши дни к  школе пристроены справа и слева дополнительные корпуса. На данный момент школа носит имя Тоси Мащенко - участницы «Молодой гвардии». Памятник установлен во дворе школы.
Школа 2009 год.  Фото редактора.                        Эти две фотографии проедставлены Рукавициной Н.Г.
    Большинство нашего класса, из Декрульской семилетней школы - я, мой друг Федя Гнидин, Михайл Маркелов и девять девчат  потупили в среднюю Беловодскую школу.  Ходили в школу в районный центр Беловодск, 8 километров, дружной ватагой.  Ходили в любую погоду, грязь не грязь, идем. Кто устные предметы понял, по ходу рассказывал всем остальным. А мы идем, слушаем, вот так на ходу и подучивали, кто, что не понял. В холодное, зимнее время, жили в общежитии школы, где поддерживали порядок. Наш класс был сводным с Ново-Деркула, Ново-Лимаревки и хутора Веселого. Я был избран ребятами старостой класса. Директор школы Писаренко Степан Карпович, замечательный человек, взял наш класс под свое руководство. Он, очень внимательно относился к нашей учебе, всегда оказывал помощь классу во всех вопросах.  Все три года в средней школе, по программе изучали воинское дело, девушки санитарную подготовку, а юноши  стрелковое дело.
Противохимическую подготовку изучали вместе и относились к этому очень серьезно. Все эти дисциплины мы проходили помимо уроков, то есть в не учебное время. Занимались с представителями ДОСОАФ и Красного Креста.
По пройденным дисциплинам мы сдавали  нормы (экзамены) на значки:
-  БГТО (будь готов к труду и обороне),
-  БГСМ (будь готов к санитарным мероприятиям),
-  ПВХО (противовоздушной и химической обороне),
-  Ворошиловский стрелок.
Примечание редактора.        (2005 - 2008 гг. Челябинск).
Отец в своих воспоминаниях упоминал, что из Ново-Деркула в классе Беловодской школы училось 12 человек. Сколько всего ребят училось в классе мне не известно.

Мне удалось из воспоминаний отца выявить следующих учеников этого класса:
1. Василенко Евгений
2. Гнеденко (Гнидин) Федор.
3. Маркелов Михаил
4. Рыбникова Оля
5. Золотых Лена
6. Кожина Екатерина
7. Люба Третьякова
8. Чижма Таня из Ново-Лимаревки, после школы работала учительницей по русскому, но где не знаю.
9. Маша Ститина из Ново-Лимаревки
10. Мыцик – из хутора Свистельникова.
 
И еще, отец вспоминал, что из 10 – го класса в живых после войны остались только он и Мыцик.
 
  Буду очень признателен, если кто-то может дополнить список учеников 10-го класса Беловодской средней школы выпуска 1940 года. Выйти на контакт можно через почтовый ящик сайта.
  И еще, по списочным данным 10-б класса, приведенным в книге  Левченко В.А. "Вам выпало время лихое", можно предположить, что отец учился в 10-а классе. 
Я не думаю, что классов в школе, в то время, было больше.
  Дополнение к примечанию.
      В переписке с Натальей Георгиевной Рукавициной, был затронут вопрос по  подготовке к празднованию 75-и летия школы в 2012 году.  Удалось установить, что в 1940 году выпускных класса было три. А мой отец действительно учился в 10-а.
Закончил,  школу я в 1940 году.
Мой лучший друг Федя Гнидин в этот же год поступил в Киевское пехотное училище. Забегая вперед, скажу, что он его не закончил. В войну командовал взводом, в звании младшего лейтенанта.  Погиб, защищая Киев.
  Мне тоже хотелось быть военным, но почему-то артиллеристом. Я, был на год моложе Феди и судьба моя повернулась иначе. В школах Ново-Деркула и Ново-Лимаревки нехватало учителей и по рекомендации дирекции школы им.Горького, в которой мы учились, по убедительному настоянию директора школы Писаренко Степана Карповича, я и двое девочек из нашего класса Кожина Катя и Рыбникова Ольга, были направлены в Даниловскую школу. Заведующей этой школой в тот период была выпускница Беловодской средней школы, наша односельчанка Гладкова Нина Михайловна, она окончила школу на один год раньше нас. Мне пришлось, согласится.  В Даниловской школе я вел  4–й класс, переходной в пятый, который должен был учиться в Ново-Деркульской школе. Кроме этого мне передал уроки черчения  в 8-ом, 9-ом, 10-ом классах Ново-Деркульской средней  школе, Бирюков Алексей Николаевич, потому, что у него было много часов по математике. Я был загружен целый день. Работа мне нравилась, хотя и тяжелая, но живая, как мы говорили.
Я очень благодарен Алексею Николаевичу за постоянную помощь в проведении уроков, да и вообще в работе учителя.
Так я стал учителем и работал в родном селе, пока не грянула война.
                                                                                        
Война.
(Июль 2007 года).
  Война - жестче нету слова.
  Война - печальней нету слова.
  Война - святее нету слова
  В тоске и славе этих лет.
  И на устах у нас иного,
  Еще не может быть, и нет.
     «Только начали жить хорошо, люди почувствовали силу власти, социалистического строя, как фашистская Германия, завоевавшая почти все страны Западной Европы, без объявления войны, напала на нашу страну.
   История  войны достаточно известна всем. Фашисты собирались завоевать нашу страну за шесть недель.
Поначалу им казалось, что так и будет. Побеждали, брали пленных, через неделю были в Минске. В августе были уже у стен Ленинграда, в ноябре подошли к Москве. Осенью следующего года дошли до Волги.
   Но все-таки  вышло, по-другому, чем они думали.
  Что требовалось от нашего солдата, что бы не сдаться на милость того сильного врага, который считал, что он разгромит нас за шесть недель?
  От нашего солдата требовалось - воевать! С первого дня, с первой минуты чтобы там ни было. А сколько воевать? Никто не знал, а знали одно воевать столько, сколько потребуется.
  И шел солдат на войну защищать свою Родину, свой дом. Шел он по дорогам  и полям войны, шел четыре года - одну тысячу четыреста  восемнадцать дней и ночей……….
    Война, была, конечно, трудная, даже очень трудная,  можно сказать  страшная.
Солдатский труд на войне, всегда был рядом со смертью, и так все четыре года.
  Другой раз сидишь и думаешь, как мог солдат все это выдержать, в разных  погодных условиях, зимой  в холод и стужу, летом в жару и зной, весной и осенью в дожди и распутицу,  да еще и в боевых условиях? С какого же сплава состоял наш солдат, его организм?
   Советский солдат был воспитан великой любовью к своей Родине, к  своему многонациональному народу, советскому правительству и коммунистической партии.
   В характере нашего солдата заложены замечательные черты - беззаветная преданность Родине, стойкость, мужество, храбрость и самопожертвование для достижения Победы. Вот оказывается какой сплав, из него  состоял наш солдат.
  Если прибавить к этому всему, еще руководство наших прославленных полководцев, вот и получается ПОБЕДА!»
______________________________________________________________
    Предыдущая страница                                        К началу станицы                                             Следующая страница